Что такое HDR?

HDR – High Dynamic Range, дословно "высокий динамический диапазон", а если ближе к смыслу, то это некий графический эффект позволяющий обеспечить более выразительное изображение, особенно при контрастном освещении. Обычно применяется в компьютерных играх, благодаря чему можно добиться почти нереальной цветопередачи и детализации. Замечательно то, что данный эффект можно успешно применить и в фотографии. Конечно не стоит его повсеместно использовать в своем творчестве, особенно при съемке людей в целом и портретной съемке в частности. Максимального эффекта можно добиться при уменьшении диафрагмы, чтобы как можно больше объектов сцены были в фокусе, что естественно не используется при портретной съемке.

Чтобы иметь точное представление что же такое HDR представим ситуацию, в который какой-то объект снимается на контрастном фоне. Т.е. темный объект на ярком фоне или наоборот яркий объект на темном фоне. Естественно обеспечить максимальную детализация удастся либо для яркого участка с недостачей в темном или наоборот в темном с практически полной потерей деталей на светлом участке фотографии.

Разница между максимальными значениями светлых и темных участков и является так называемым динамическим диапазоном. И одной из характеристик матрицы фотокамеры, определяющей способность передавать одновременно и светлые участки и темные, как раз и является динамический диапазон камеры. Например человеческий глаз способен воспринимать информацию разницей в 10-14 ступени (13 ступень соответствует контрастности 1:10000) без адаптации и до 24 с адаптации зрачка к различным участкам освещённости. Значение в 24 ступени соответствует разнице в освещённости при ярком солнечном свете и при свете звёзд. Естественно, чем выше динамический диапазон матрицы камеры, тем большей детализации в освещенности можно добиться. Динамический диапазон матриц современных цифровых камер заявляемый производителями составляет от 8 до 11. Но на деле большинство камер не позволяет добиться и этого значения. Приведем простейший пример. Делаем 3 снимка с разной выдержкой при одинаковом значении ISO и диафрагмы. Проще всего это сделать используя брекетинг экспозиции с инкрементом в 2 EV, чтобы первое фото было переэкспонировано (при +2EV), второе – правильное (при 0EV), третье - недоэкспонировано (с EV -2.00). Более подробно о том "как снимать в HDR" можно прочитать здесь.

EV: +2.00 EV: 0.00 EV: -2.00
EV +2 EV 0 EV -2

Хотя снимок при 0EV и является наиболее "правильным" и отображает максимальную детализацию по сравнению с двумя другими, но все равно явно теряет детали в темном и светлых участках. Первый же дает максимальную детализация в тенях (например участок под крышей) но полностью потеряны детали в светлых участках (небо представляет собой практически сплошной белый участок). Третий же наоборот теряет в тенях, но максимально детализирует светлые участки (например небо).

Совершенно ясно, что если от первого снимка взять участки, где хорошо детализированы темные участки от второго- средние, а от третьего получить детализацию светлых участков, то получиться "универсальный" снимок, в котором будут отлично видны детали как в темных, так и в светлых участках. Именно это и будет так называемый HDR снимок. Вот, что представляет собой полученный результат:

Как видно на данном снимке четко детализированы и темные и светлые участки. Точнее явно выраженных таковых не осталось. Полученный результат лишен и "недосвета" и "пересвета". Кроме того немного поднятый уровень цветовой насыщенности еще более усилил данный эффект. Однако стоит оговориться, что на самом деле полученный снимок не имеет никакого отношения к HDR формату - это не более, чем имитация, хотя бы по тому, что в настоящее время обычные мониторы не в состоянии отображать полноценные изображения в формате HDR, ведь их динамический диапазон не выше 9-10 ступеней. На рынке имеются всего несколько моделей мониторов, позволяющие отобразить изображение формата HDR. Например Sunnybrook HDR контрастностью 40.000:1 (>15 ступеней) и BrightSide DR37-P обеспечивающего контраст 200.000 (>17 ступеней). Но стоимость их в настоящее время составляет десятки тысяч долларов, что естественно исключает возможность использования рядовыми пользователями.

Так что пока остается использовать метод объединения трех снимков в одно "HDR" изображение, однако позволю себе еще раз напомнить, что данный примем не стоит применять где попало, но вот для съемки пейзажей, а особенно закатов он будет более, чем к месту.